Ехал Грека через реку. На машине по материковой Греции

продолжение

Удивительно, но в Греции (не только на Крите и Санторине) мы видели очень мало мигрантов, особенно по сравнению с Италией. Ни черных, ни афганцев/иранцев и индийцев/пакистанцев на улицах не видно. Не знаю уж, чем это объясняется: видимо, после задержания на островах их куда-то быстро переплавляют. Но зато на пароме из Фиры в Пирей мы встретили цыганский табор. Я не помню, видел ли я когда-нибудь табор в России! Увы, снять их мы не решились. Это было безусловно интересное зрелище, и оно получило продолжение «в стиле» в Пирее: мы приплыли поздно ночью, и остановились в портовой ночлежке под названием «Гостиница Иония». Тоже, знаете ли, опыт! Утром мы были счастливы ее покинуть и доехать до Афин. Там мы взяли машину и поехали сначала на Пелопоннес. Вот наш маршрут на карте.

Острова Эгейского моря образуют «Архипелаг», Коринфский перешеек называется «Перешеек» (Isthmus, отсюда и Истмийские Игры в Коринфе). Через этот Перешеек идет канал, прорубленный сквозь скалы. Нам повезло: мы застали корабль в канале, это почти нереальное зрелище!

Холм с крепостью Акрокоринф виден прямо от моста через канал. Грозная крепость. Понятно, как Лев Сгур (владетель Нафплиона и Коринфа) оборонял ее еще 4 года после взятия Константинополя крестоносцами. Виды сверху совершенно фантастические!

Древний Коринф находится у подножия этого холма, в нескольких км от современного города. Хотя название явно догреческое (‘инф’), считается, что город основали дорийцы в 9 в. до н. э. Потом Коринф вывел колонии в Сиракузы и Керкире (Корфу), построил прекрасный флот. Расцвет Коринфа пришелся на 7 и 6 в до н. э., до возвышения Афин. Истмийские игры (в Коринфе) были затмены Олимпийскими, Афины захватили первенство в торговле. В Пелопонесской войне Коринф участвовал на стороне Спарты, но никаких выгод не получил. В 146 до н. э. Коринф был полностью уничтожен римлянами после битвы при Лефкопетре. Цезарь решил его восстановить, сделал его столицей провинции Ахайя. Частично он был заселен Римскими ветеранами и переселенцами. Коринф очень быстро опять разбогател и считался «городом роскоши и разврата». Павел написал два письма Коринфянам (Деяния Апостолов), стыдил их. Там же, в древнем Коринфе – Пейренский источник, к которому прилетал на водопой Пегас, и уж попытаться его оседлать было делом поэтов. Мы с трудом его нашли, Пегаса там явно не было, но и поэтов среди нас – тоже. В музее Древнего Коринфа стоят знаменитые куросы 6 в до н. э., из Клении, обнаруженные в 2010 году у контрабандистов!

1. Коринфский канал 2. Холм у Акрокоринфа 3. Ворота Акрокоринфа. 4. Храм Аполлона в Коринфе 5. Пейренский источник, Коринф

Наконец, мы доехали до Нафплиона. Очень уютный городок с милой площадью Конституции (Синтагма по-гречески), чистыми улочками старого города, и набережной, полной ресторанов.  Нафплион – первая столица «новой» Греции, с 1827 по 1834 год. В нем есть сразу три крепости: Паламидия (999 ступеней над городом), Акронафплио на мысу и Бурдизи на островке перед портом. Мы поселились в доме с чудесным садом: гранаты, лимоны (точнее, лайм), цветы, и завтракали в саду. Недалеко – очень хороший пляж с чистым песком, не хуже Критских.

1. Пляж Арванитиас у Нафплиона 2. Улица лестница в Старом Нафплионе 3. Крепость Бурдизи. 4. Дом, где мы жили

Из Нафплиона мы сделали вылазку в Микенскую Грецию: Микены, Аргос и Тиринф. Шлиман приехал копать Микены сразу после Трои. Гомер называл Микены «златообильными», и действительно, Шлиман сразу нашел много золота. Одна посмертная маска вождя (маска Агамемнона) чего стоит! Руины Микен с их знаменитыми могильными курганами-толосами, Львиными Воротами и развалинами стен – все циклопической кладки.  Их, как и стены близлежащего Тиринфа (по Гомеру, крепкостенный Тиринф), строили Циклопы. Людям такое не под силу. Честно говоря, на меня Микены произвели очень сильное впечатление.

1. Вид на раскопки Микен. 2.Львиные ворота 3. Толос (“Могила Агамемнона) 4.Циклопическая кладка. 5. Золотая посмертная маска (“маска Агамемнона”)

Аргос был основан несколько позже, но потом присвоил себе всю славу Микен и Тиринфа. Царь Аргоса, Диомед, был величайшим героем после Ахилла, хитроумнейшим после Одиссея и самым могущественным после Агамемнона. Неудивительно, что Аргосский Акрополь, крепость Ларисса – такая огромная. С нее открываются виды на всю Арголиду. Туда можно заехать, что мы и сделали. И умудрились не заметить театр на 20 тыс. зрителей на склоне холма.

Если почитать Илиаду, то можно увидеть, что всех героев войны, не погибших под Троей, ожидал очень нелегкий путь домой: Агамемнона жена сразу по приезде укокошила, Диомеда обратно в Аргос не пустили, Одиссей плавал 20 лет и т. д. По одной из теорий — это так Лувийцы (Троя была Лувийским городом?) мстили грекам и разрушили всю Микенскую цивилизацию. Наступили Темные Века. Дворцовый уклад был уничтожен, Микены и Тиринф пришли в запустение, на смену Минойским традициям в искусстве и письменности пришел сначала «геометрический», а потом и Классический Греческий стиль с письменностью, основанной на Финикийском алфавите.

1, 2, 3: Виды Лариссы. 4.Микенские воины на вазе Микенского времени. 5. Герои торянской войны: Менелай, Парис, Диомед, Одиссей, Нестор, Ахилл, Агамемнон

Классическая Греция предстала нам на следующей остановке, в Олимпии. Здесь с 776 г. до н. э. проходили Олимпийские Игры, и с этого года начиналось Греческое летоисчисление. Здесь стоял храм Зевса Олимпийского (по нему и назвали Игры) с огромной статуей Зевса. Калигула приказал перевезти ее в Рим, где намеревался заменить голову Зевса на свою, но, когда попытались статую сдвинуть, она (или он, Зевс?) расхохотался с такой силой, что рабочие разбежались и статуя осталась на месте (все равно потом пропала). Но зато в Олимпии нашли статую Гермеса с младенцем Дионисом, работы Праксителя, и первое скульптурное свидетельство использования мобильников в Древней Греции (фото С. Маркушевича).

Мы пересекли Коринфский залив по мосту и оказались в Эпире. В Средние Века правители Эпира носили титул «деспот», но в античности Эпир был царством, и одним из царей был Пирр, знаменитый своими Пирровыми победами над Римом и Карфагеном. Арта, столица Эпира, оказалась единственным НЕ туристским городом на нашем пути. Глаз просто отдыхал на витринах скобяных магазинов вместо ювелирных, на степенно сидящих за стаканчиком ракии стариках вместо галдящих туристов и т. п. И в Арте есть на что посмотреть: мрачная церковь 13 в. Панагия Париготрисса (приблизительный перевод: «Всех скорбящих радости»), средневековый мост через реку Арахтос, мощеные улочки, памятник Пирру.

Метцово, влашская деревня в предгорьях Пинда, славится своим ковроткачеством, резьбой по дереву и … кухней. Ни ковры, ни деревяные игрушки нас не впечатлили, знаменитые кокореци (колбаски из бараньих внутренностей) понравились только мне, но зато влашские старики были очень красочны.

После Метцово мы пересекли горы и оказались в Метеоре. Трудно даже вообразить себе нечто более драматическое, чем пейзажи Метеоры. Тем, кто думает, что горы здесь невысоки, а церкви не такие уж и древние, я должен сказать, что сравнимое впечатление на нас произвело только гнездо Летучей Тигрицы в Бутане. Да и то едва ли. Недаром именно здесь снимались сцены из Игры Престолов. Уже дома, в Ванкувере, я посмотрел снимки на Интернете и понял, что не увиденного нами в Метеоре так много, что хватило бы на несколько дней. Оправданием нам может служить то, что мы все там болели ковидом и сил было немного… И, конечно, снимки с дронов тут были бы более чем уместны.

В нашем “встроенном слайд шоу” 15 фотографий:

Фессалию, считавшуюся житницей Греции, мы пересекли на следующий день. Там мы видели результаты природных катаклизмов этого лета в Греции: обугленные или полностью сгоревшие оливковые рощи, поля, занесенные песком и илом со скрученными в клубки ирригационными шлангами.

Но к вечеру мы оказались в Дельфах. Дельфы, самый знаменитый оракул Греции. Храм Аполлона и его главная жрица, Пифия, были самыми почитаемыми в Греции. В Дельфах многие греческие полисы хранили свои главные сокровища: а ну как наш город возьмут, да и разорят, а Дельфы ведь никто не тронет. В Дельфах находится Омфалос, Пуп Земли. Жрица сидела на треноге в храме Аполлона над расселиной, откуда мог подниматься дымок (место ведь вулканическое) и жевала лавровые листья, приходя в транс. Дельфийская Сибилла (см. фрески Сикстинской Капеллы) была первой Пифией, ее камень, скала Сибиллы, до сих пор цел. Я всем очень советую прочесть The. Double Tongue (Двойной язык) by William Golding, последний его роман о последней Пифии, с детства и до старости, когда ее уже прогнали из храма.

1. Панорама Святилища в Дельфах. 2. Колонна, отлитая из захваченного персидского оружия. 3. Образцы кладки. 4 и 5 :Пуп Земли, “по месту” и в Музее. 6. Театр в Дельфах

Рядом гора Парнас, и в расселине (Федриады) находится Кастальский Ключ, источник всякого вдохновения. Когда наступали персы, Афиняне предложили защиту, но Аполлон сказал жрецам, что он сам справится. И когда пришли персы, он закидал их камнями из Федриады. Сам городок был переполнен народом, но, поскольку мы приехали уже во второй половине дня, в Святилище народу было немного и перенести себя в Древнюю Грецию было легко.

Нашей последней остановкой перед Афинами был монастырь Осиос Лукас, на склонах Геликона. Монастырь знаменит своими полностью сохранившимися церквями конца 10 и начала 12 века с превосходными мозаиками и общим укладом монастырской жизни, соблюдаемым и сейчас. Склон горы Геликон, на которой монастырь стоит, выгорел, но монастырь отстояли, хотя сосна во внутреннем дворике сгорела. Хочется верить, что святость помогла. Когда мы приехали, мы были там одни, не считая монахов. Для меня это безусловно было самым сильным Византийским впечатлением в этой поездке.

Афины

В отличие от большинства посетителей Греции, Афины в нашей поездке были последними, а не первыми. Может, поэтому впечатление от Афин не такое глубокое. Но Парфенон – он и есть Парфенон, как и Эрихтейон, Пропилеи, и олива Афины. Что сказать, если выбирать олицетворение красоты, то это здесь. Я знаю, что сказать «олицетворение» о здании нельзя, но тут действительно «олицетворение». Увы, мы попали в Акрополь в самое пекло и в самой толпе. Мы очень рекомендуем тем, кто едет в Афины, затратить время и постараться попасть в Акрополь в неурочные часы. Это должно, наверное, произвести неизгладимое впечатление.

1. Акрополь ночью. 2. Олива Афины на Акрополе. 3. Театр Диониса. 4. Эрехтейон. 5,6 и 7: виды Парфенона

Под самым Акрополем расположен чудесный район белых домов Анафиотика с уютными кофейнями. Прекрасное место для начала прогулки по Плаки, с моей точки зрения, самому симпатичному району Старых Афин. Другой старый район, Монастериаки, представляет собой гигантский блошиный рынок с вкраплениями древних развалин. Они в Афинаx бережно восстанавливаются и охраняются. Но большее впечатление производят древние церкви в самых неожиданных местах: «Малый Собор» перед огромным официозным Афинским Митрополитским собором, или вот эта церковь внутри современного банковского здания.

И еще, как бы вы ни относились к музеям, на Археологический музей Афин времени жалеть нельзя. По крайней мере пока, для меня это лучший музей древностей: сильнее, чем Британский музей в Лондоне, Национальный Археологический музей в Неаполе или Пергамский в Берлине. Я уж не говорю о Лувре, Эрмитаже и Метрополитен, где у нас на древности не остается ни времени, ни сил.

1. Храм Афины Никэ в Акрополе. Археологический Музей: 2. Сирена 3. Арфист, Цикладская культура, 3 тыс. до н.э. 4. Амфора “с грудками”, тоже Цикладская

Вместо итога

Обычно мы завершаем наши блоги перечислением лучших эпизодов или мест, но этот блог мы завершим перечислением того, что осталось на следующий раз, если он будет.  Начать с Афин, и поселиться в Плаке. Походить и посидеть в тавернах. Съездить к храму Посейдона в Сунион. Но даже в том виде, как это было у нас, поездка произвела сильное впечатление. Как сказала Шура (мы путешествовали вместе), она вспоминается как “кусочек счастья”.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

1 Response to Ехал Грека через реку. На машине по материковой Греции

1. Eugene says:

Юрка, спасибо, очень здОрово. Честно говоря, даже возникло желание съездить в Грецию. Раньше оно было неосознанным. 🙂

Вопросы:
    1. “Переплавляют” или “переправляют”? Both works for me. 🙂
    2. Может, у возвращавшихся с троянской войны были проблемы поскольку война была проиграна? Насколько мне известно, это сегодня вполне рабочая теория.
    3. Фотографии, конечно, хороши и вызывают обильное слюноотделение, но размер и качество… Лентяи и бездельники! Особенно Мила и Серёжа. Даже ковид вас не оправдывает, поскольку вы ведь даже не взяли с собой фотоаппараты!
    4. Хорошо бы теперь, когда немного “отстоялось”, предложить маршрут. Вот как ты начал в главе “Афины”. Например, несколько дней в Метеорах, ты говоришь. очень бы помогло.