В детстве я жил на углу Пресни и Дружинниковской улицы, окна выходили на угол, где со скрипом и скрежетом с утра до поздней точи поворачивали трамваи. Когда мы переезжали на дачу, в первые дни я не мог уснуть из-за тишины. Я горожанин, более того, я из столицы, и в Ванкувере, особенно в первое время, мне не хватало этого ощущения интенсивности жизни.
Поэтому неудивительно, что я люблю Нью Йорк. Это особенный город. Всегда, когда я попадаю в Нью Йорк, у меня ощущение, что вот оно – место, где и происходит жизнь, а все остальное – провинция.
Большинство людей в Нью Йорк прилетают, и первое, что они видят, это бардак аэропорта, а потом толкотню поезда и унылый индустриальный пейзаж за окном. Представляете, насколько драматичней и величественней было приплывать в Нью Йорк на корабле, когда из воды постепенно вставала статуя Свободы, а потом небоскребы финансового квартала!

Мы в первый раз Нью Йорк не прилетели, а приехали на машине с севера, из Монреаля. До сих пор меня удивляет, как немного людей знают о серых гранитных утесах Гудзона и лесистых холмах, начинающихся сразу к северу от Манхаттена.
И первое место, в которое мы попали в Нью Йорке, был музей Cloisters, тоже не очень известный: он посвящен исключительно европейскому средневековому искусству. Там воссозданы (точнее, перевезены из Европы) средневековые интерьеры небольших церквей, целые монастырские дворики (собственно cloisters), и даже с лечебными травами вместо цветов, как часто бывало в те времена. Это место я люблю и сейчас, но это только часть «номера 3» в моей пятерки любимых мест в Нью Йорке.
А отель у нас был прямо на Таймс Сквер! И эта площадь у меня былa “номер 1”. К моему сожалению, сейчас Таймс сквер и прилегающий кусок Бродвея превращены в пешеходную зону. Я видел много пешеходных зон: на Арбате в Москве, в Мюнхене, Вене и т.п. Везде они меня удручали, превращая куски старого города в смесь музея и торгового центра, намертво выбивая городской аромат и заставляя сомневаться в подлинности архитектурных памятников. Но в Нью Йорке это просто ужасно. Ведь весь смысл Таймс Сквер и состоял в бешеном ритме реклам, автомобилей, плотной толпы, в которую каким то образом умудрялись втереться уличные торговцы и попрошайки всех мастей. Ну просто квинтэссенция суеты! А теперь это средненький такой бульварчик с очень яркой рекламой и тучей зевак. Делать там нечего.


(Фотографии Веры Ха.)
К счастью, остальной Midtown не изменился. В последние разы я приезжал в Нью Йоркскую Публичную библиотеку, солидное здание с огромными «сторожевыми» львами у фасада, и пожалуй, библиотека, Bryant Park между 5 и 6 авеню, теперь для меня представляют Midtown.
Номер 2. Художественные музеи Нью Йорка. Конечно, Метрополитен музей – один из лучших музеев мира. У меня «ограниченный объем восприятия», и поэтому теперь я выбираю заранее какую-нибудь его часть, которую буду смотреть. Но не меньше, чем Метрополитен, мне нравится Fricks Collection – музей, в который мы попали по Жениной наводке Он небольшой, и как раз «умещается» в то, что я могу воспринять. Картины (старые мастера) гармонируют с обстановкой виллы. О Cloisters я уже писал, а MOMA и Гуггенхайм на меня особенного впечатления не произвели, увы.
Номер 3. World Center. Мы попали в Нью Йорк уже после 9/11, и я не видел Twin Towers. Тогда на их месте была еще очень свежая рана, и было неясно, что будет на этом месте. Но вот сейчас небоскреб World Center, и особенно мемориал возле него производят глубокое впечатление. Мемориал – это два гигантских квадратных углубления со стенами из черного мрамора, по периметру Twin Towers. По стенам течет вода, и стекает к центру квадратов, где сделаны меньшие углубления, но так, что их дна не видно. По периметру стен высечены имена погибших. Предельно просто, но очень сильно.


Номер 4 – Greenwich Village, район, куда мы попали во время замечательной экскурсии, которую нам устроил Саша Гальперн. Улочки тут сами по себе очень милы, но Саша населил их теми людьми, которые здесь жили, необычными историями, вроде дома номер 8 ½, и мемориальной доски, утверждающей, что в этом доме 15 мая 1896 года … ничего не произошло. Если есть время, я кждый раз в Нью Йорке стараюсь найти повод пройти пешком из Мидтауна в Даунтаун, и как правило, мне это удается. Вот тогда я и попадаю в мой Номер 4 – Greenwich Village.
В этот раз я смотрел на Нью-Йорк иначе – как на город, где я реально могу остаться на некоторе время.
Что ж, я по прежнему люблю этот город, и приятно постепенно узнавать его все лучше. Вот на этот раз я оказался в Корейском квартале, оказывается, есть такой, в осонвном вдоль 32 улицы, от Бродвея до Медисон авеню. Вот небось, не каждый и знает.
Чем же закончить? Что будет “номер 5”? Согласиться с Маяковским и выбрать Бруклинский мост?
Пестроту Чайна тауна? Район Метрополитен Опера и Карнеги холл? Или Нью Йоркские еврейские дели и ресторанчики? Подожду, может действительно будут шансы узнать больше. Жизнь ведь продолжается!
(Фотография Уолл стрит Верина, остальные мои)
Замечательно ! Спасибо Юра.