Мой отец приучил меня к серьезному отношению к словам. Уменьшительные суффиксы были почти полное табу. У него есть даже такие строки в стихах:
‘я лет до шести звал курицу «курочка»’,
к пацанам во дворе обращался ‘мальчики’.
Так вот, слово «путешествие» употреблять «всуе» было не положено. Наши с отцом поездки нельзя было называть путешествиями. Позже, я прочел у Гитовича (мало известного, но замечательно поэта-переводчика) такое описание своей жизни: “…из которых по крайней мере четыре с чистым сердцем считать настоящими путешествиями. Да мало ли что еще было.».
Когда я было собрался начать писать о себе, я хотел назвать это «Путешествуя в Женеву»: ведь поездки и переезды всегда были очень большой частью моей жизни, и к тому же это фраза из любимого почти всеми Пушкинского стихотворения о бедном рыцаре:
Путешествуя в Женеву
На дороге, у креста,
Видел он Марию Деву
Матерь Господа Христа.
Путешествие и встреча как переломный момент в жизни. Да вот беда, в Женеве я не был (до сего года), а вместо воспоминаний затеял Evident Point.
Наш отпуск этого года похож на путешествие намного меньше остальных, и к тому же я не собираюсь писать ничего глубокомысленного. Но пройти мимо такой возможности использовать название я тоже не могу.
Мы действительно начали с Женевы, почти! На самом деле, из-за Швейцарской дороговизны (это страна, где “everything costs everything”, привет Саше Айзиковскому), мы сняли комнату в замке в Грилли, в деревне на Французской стороне Юрских гор. Это было здорово! Вот вам виды из окна:
Очень рекомендуем! Кстати, на обратном пути мы опять сняли гостиницу на Французской стороне, и опять очень недорого и хорошо.
Женеву никто не хвалит. А по мне она не хуже других. Очень приятная, элегантная набережная стиля “Belle epoque”. При этом отсутствует ощущение курортной праздности, видно, что город живой, со своей душой, со своей жизнью в ЦЕРНе и ООН, со своим ни на что не претендующим, но милым старым городом. Конечно, поход на экскурсию в ЦЕРН (первый день, когда Саша получил диплом экскурсовода в ЦЕРНе) и поход в ресторан «Ритц Карлтон» помогли создать хороший образ города.
От Лозанны у нас не осталось цельного впечатления, город воспринимался какими-то кусками, частью из-за рельефа, частью из-за необходимости обновлять парковку каждые два часа. Но музей под названием «МУДАК»! Но блошиный рынок, где мы купили «столовое серебро»! Ну и без дураков, интересный и красивый собор. забавная улица Флон, замок Сен-Мэр (на снимке; Св. Маврикий, мы с ним еще встретимся, )
В Берне мы были пол-дня, но нам очень понравилось. Мы были в воскресенье, и главная туристская улица была не так оживлена, большинство магазинов были закрыты, но туристов все равно хватало. Несмотря на протестантский характер, в соборе кое-что осталось, классные витражи, и чудесные виды с колокольни. Вообще виды из города на долину Ааре внизу нам запомнились
Про Фрибур мы и сказать ничего не можем, уж очень межеумочно (на закате, на час) мы в него заехали. Кажется, что очень милый город.
Часть нашего путешествия прошла «под знаком» Св. Маврикия. Он был (в 4 в.) командиром римского Фиванского (из Египетских Фив) легиона, и отказался подчиниться приказу об истреблении христиан «во вверенной ему области». За что и был, разумеется, казнен, а его легион был decimated, то есть казнили каждого десятого (decimus). Легион квартировал в главном городе Верхней Германии, Авентикусе. Современный Авенш, куда мы заехали по пути в Берн, крохотный городок с одной улицей, но с замком, и полностью сохранившейся Римской ареной (ее Мила снимала). Везде в городе знамена с портретом Св.Маврикия, и никаких туристов! Римский музей открыли для нас
Фото: Маврикий с картины Грюневальда, замок в Авенш
Вторая «Марврикиевская» часть ждала нас в монастыре Св. Маврикия, самом древнeм из Европейскиx монастырей, служба в котором не прерывалась ни на день с момента его основания в 515 (!) г., и где находится могила Св.Маврикия. Колокольное вступление к обедне можно послушать:
Мы попали туда накануне дня Св.Маврикия, и именно в этот день служба совершается сначала в часовне на месте казни, где мы и застали собрание монахов и монашек, с которыми славно пообщались, попробовали их вина. Были там и два грузинских монаха, и миссионер, проведший 8 лет в Казахстане и здорово говоривший по-русски. Потом мы вернулись в монастырь, и сидели одни в церкви до начала обедни. Сама обедня не такая интересная, как бенедиктинская с Грегорианским пением, но зато с пением под орган.
В горах мы были под Маттерхорном,и на Aletsch Glacier. Чего говорить о Маттерхорн, сами смотрите хотя бы наши снимки. С практической точки зрения есть два места для лучших видов:
- Gornergrat (3,089 m) is one of the places one must visit in one’s life. – train from Zemmat: виды чудесные, но толпы народу и довольно далеко до горы.
- Малый Маттерхорн (3,800м): гондола на самый-самый пик горы. Виды захватывающие, но не на сам Маттерхорн: оттуда он кажется небольшим.
- Самые большие наши впечатления от Matterhorn glacier trail – Trokener Steg (2940) –Hirli – Schwartzsee. У Милы будет много снимков.
- Мы подозреваем, что для физически подготовленных людей самым лучшим (и самым дешевым!) будет маршрут Schwartzsee (2580) – Hornlihutte(3260). Но мы не решились, и, наверное, правильно.
За “наводки” для Aletsch Glacier особое спасибо Жене и Марине. Мы нашли «правильную» гондолу, заехали наверх. Виды просто от станции головокружительные. Но если еще немного спуститься, или немного подняться на вершину Эггисхорн, но будет еще лучше. Правда, в плохую погоду (со снежком), нам вершинка показалась стремной. Впрочем, потом вышло солнце, и мы на нее попали без особого труда.
Маттерхорн, конечно, грандиознее. Но мы его ждали, и, хотя он не обманул наших ожиданий, но и не превзошел их (тк это было почти невозможно). От Эггисхорна мы многого не ждали, а получилось фантастически. Мы были еще и на перевале Фурка, где висячий ледник, дающий начало Роне. Зашли на ледник (девять франков – и ты в ледяной пещере, метров 250 ходу от ресторана Бельведер).
Собственно, Беллинцону и Лугано можно отнести уже к Итальянской части путешествия. Озеро в Лугано действительно очень красивое, особенно сверху. Но все же немного чересчур «сладкое», итальянское. Мы жили в чудесном пансионе, который держит подруга нашей знакомой Мари с мужем. Как вы можете догадаться, в продолжение нашей темы, хозяина пансиона и кафе при нем зовут.. Маврикий (Маурисио). Мы с ними подружились, и очень рекомендуем этот пансион всем, кто хочет остановиться в Лугано. От пансиона идет спуск к уединенному (правда, среди домов на обрыве) пляжу, где мы искупались, и тропа по посадкам оливок в ближнюю деревню Гандрия, уступами висящую над озером.
Гандрию рекомендуем, а вот сам Лугано нет. Набережная смотрится попыткой подражать Ривьере (но разве сравнишь ее с Монтре, Веве и Женевой!), город в октябре был полон туристов так, что не протиснешься. Да, есть фрески в Санта Мария делльи Анжели, но близлежащий Комо интереснее во всех смыслах, по моему мнению.
М.К. Само озеро показалось менее красивым, чем в Лугано. Но озеро длинное, может, если бы мы были в другом его конце, оно бы понравилось больше. На фотографии озеро Лугано.
В Милане мы по незнанию и под влиянием амфибиотропной асфикции (жаба задавила) сняли отель, ну, скажем, не в лучшей части города. А поскольку нам нужно было быстро поесть перед концертом, мы сунулись в первую же забегаловку, где часа в 4 вечера оказались в обществе пьяных итальянцев (не думаю, что иммигрантов) не самого высшего разбора. Хотя там не было решительно никаких проблем (кроме малосъедобной еды), Миле было не по себе. За три дня до этого, в Виспе, мы оказались в обществе абсолютно пьяных немцев (или швейцарцев, не знаю). Один из них стал даже заговаривать с Милой, и я уже привстал со стула, но он быстро понял сам. Потом мы рассказали эти две истории нашим итальянским знакомым, они прибавили своих, а в заключении Раффаэлла сказала: разница в том, что наутро немец будет свеж и готов работать, а итальянец будет точно в том же состоянии, в котором был вчера. Нам итальянцы все равно больше понравились.
Опера Генделя «Тамерлан» в Ла Скала с Пласидо Доминго в роли Баязета для вас, людей понимающих, была бы, наверное, «короной» путешествия. Конечно, мы тоже получили огромное удовольствие. Ну, а нас в первом акте (либретто там не дают) ждали интересные загадки. Да, по истории я помнил, что Баязету в конце концов несдобровать. Но действие происходило, судя по всему, в период Российской гражданской войны 20 в., и не сразу можно было понять, кто где. Путаницу усугубляло то, что в опере две партии контра тенора (т.е по сути, женские голоса): Тамерлан и Андроник (из 5 поющих сейчас контра теноров в мире, два были задействованы). Ну, вы понимаете. Но как же, черт побери, здорово они все пели!

М.К. Не говоря уж о самом Пласидо Доминго. Несмотря на возраст, его голос сохраняет удивительную притягательность, почти сексуальность.
Мы провели в Милане два с половиной дня, очень плотно упакованных. Говорят, самое красивое в Милане это собор. Он действительно хорош, и снаружи, и внутри, и «сверху, с крыши. Тут же, на площади Собора и в галерее Виктора Эммануила, сосредоточены и все туристы. Остальной Милан не слишком популярен. Посещение Тайной вечери Леонардо отлично организовано: ничего похожего на столпотворение в Ватикане, и она производит очень сильное впечатление. Мы случайно попали (а точнее, нагло присоединились) на частную экскурсию в Пинакотеке Брера, и еще на очень хорошо сделанную выставку Караваджо, почти все его шедевры из разных музеев мира. Мы провели довольно много времени опять в ц. Св. Амброзия, и, кажется, Миле тоже понравилось. Я не знаю другого места, где 15 веков Европейской истории представлены так полно и в такой гармонии. Мы просто прошли сквозь Кастелло Сфорцеско, не были в парке, не ходили в Сан Лоренцо (а это очень интересно), только ночью (вместе с Марко) проехали Навильи. Эх, можно еще раз съездить…
(на фото: дом, где жил Леонардо, Миланский собор “с крыши”, купол галереи Виктора Эммануила)
Еда – это очень важная часть поездки. По нашим впечатлениям (наверное, Марина и Саша с нами не согласятся), Швейцария по еде на самая главная страна. Да, с шоколадом и сырами все ооочень хорошо. Мне, например, фондю в Грюэре тоже понравился, как и практически все сыры, которые мы покупали “просто так”. Но рестораны нас не впечатлили, по большому счету. То ли дело Италия! Но, наверное, это нечестно; ведь в Милане мы дважды были в ресторанах, выбранных местными жителями. Марко повел нас в знаменитый Сардинский ресторан, куда без Марко не попадешь. Мы ели два вида пасты: спагетти, присыпанной сушеной икрой какой-то рыбы, и тальателли, фаршированные кальмарами и креветками. Ну это разминка. А потом пошел омар по-сардински. Огромное блюдо, на котором омар (а по-моему не один), приправленный маслом и уксусом, помидоры, лук. Ох! А потом еще десерт. Мы очень мило посидели с Марко и его женой.
А на следующий день мы встречались с Сандро и Раффаэллой, родителями Алессандры. Увы, у Раффаэллы терминальный рак, но она пока бодра, весела, и говорит без умолку. Правда по-итальянски, и наконец-то у меня был шанс попрактиковаться. Через некоторое время, правда, пришел ее племянник, который по-английски говорит свободно (как потом оказалось, по-русски тоже, но кое-как), и мы говорили на всех 4 языках. Звали его, конечно же, Маврикий (Мауро)! Этот ланч тоже был обильным и очень вкусным, и к тому же мы пили очень хорошее вино.
Последний день мы провели в машине, едучи из Милана в Женеву. На самом деле это оказалось недолго, так что мы успели посмотреть снизу на Монблан, и заехать в очень милый городок Анси рядом с Женевой (но во Франции). А вечером встретили Сашу после работы и опять были в хорошем ресторане, уже французском, в Ферне
Вы, наверное, уже заметили, что качество фотографий в блоге не очень. Потому что это мои телефонные фотографии. Милины слайды будут позже.