За время нашего пребывания в Бутане мы посмотрели много монастырей и храмов (один из них – аж 7 в., построенный Тибетским императором на границе Тибета), несколько крепостей–дзонгов. Да и обычные бутанские дома довольно живописны, хотя манера их украшать иногда весьма своеобразна:
Видимо, бутанцы считают, что немного хуйни в доме – это хорошо.
На последний день мы оставили поход в монастырь Таксенг, он же логово Летучей Тигрицы, он же – место приземления гуру Рипонче, главного основоположника буддизма в Бутане. К счастью, он жил давно, иначе он нам бы очень напоминал Ленина по масштабам почитания.Монастырь висит над отвесным обрывом, в 1000 (!) м над долиной. Если учесть, что сама долина – уже 2000 м, можно понять, почему Мила волновалась. Но взошли мы туда относительно легко. Таксенг изображен на обложках всех бутанских туристических брошюр, а вот и Милин вариант:
Следующим утром мы улетели в Дели. Самолет летит вдоль Главного хребта Гималаев, и восьмитысячные вершины выстраиваются в прощальном параде.
В заключении я скажу, что Бутан показывает, что можно развивать туризм, сохраняя древние традиции и религию, можно устроить в стране, где до 1907 не было даже центральной власти, бесплатную медицину и образование такое, что все бутанцы, даже монахи, неплохо говорят по англисйски, дети убирают мусор на улицах в процессе приучения к сохранению окружающей среды, можно экспортировать электроэнергию и сохранить экологию, и много других подобных вещей.
Мила: Мои 2 копейки по поводу Бутана, пока мы не перешли к Индии. Язык запоминается с большим трудом, так как ничего не напоминает. Впрочем, я вышла из положения. Чтобы сказать “Здравствуйте” (кузу зампо ла), я сначала вспоминала “Кузя – замполит”. А поблагодарить (кардин че ла): “Кадит пчела”. Ну, не совсем так, конечно, но отсюда уже можно плясать…В Бутане нам очень понравилось, но его не сравнить с Тибетом. В Тибете остался кусочек моего сердца, а Бутан – это просто интересная страна.

